Великий Чайный путь
Великий Чайный путь -- древний караванный маршрут из Китая в Россию через территорию современной Монголии.
В 1689 году Россия заключила первый договор с Китаем, по которому российские товары, поставляемые в Пекин менялись на китайские, в том числе, на чай. В 1727 году Россия и Китай подписали соглашение о беспошлинной пограничной торговле, которая велась в городке Кяхта, получившем по тем порам неофициальное звание «Столица чая». В 1854 году в Кяхте торговало 58 русских купеческих домов с общим оборотом свыше 10 миллионов рублей серебром, в этом году чрез Кяхту из Китая в Россию было ввезено почти 300 тысяч пудов (почти 5 тысяч тонн) чая. Собираемые в Кяхте пошлины давали в разные годы от 20 до почти 40% всех таможенных сборов Российской империи. К середине XIX века чай составлял уже 95% стоимости всех китайских товаров, приобретаемых русскими купцами в Кяхте.
В Ханькоу существовала русская колония, которую российские купцы основали еще в 1860 году, заведя здесь чайные фабрики. К концу XIX века российские купцы стали ведущими экспортерами китайского чая, экспортируя треть всего чая, поступавшего сюда водным путем из плантаций бассейна реки Янцзы. На фабриках он перерабатывался, в основном в кирпичный (прессованый) чай. Из Ханькоу чай везли вниз по Янцзы и морем в Тяньцзинь, затем через Пекин и Калган через Монголию в Кяхту и далее конными обозами по Сибирскому тракту в Москву через Иркутск, Томск, Тюмень, Пермь, Казань. Расстояние от Кяхты до Москвы в 5930 верст обозы проходили за 70-80 дней. Доставлялся чай также и на Нижегородскую и Ирбитскую ярмарки.
Упадок Великого Чайного пути наступил с открытием в 1903 году движения по Транссибу.
Участки Великого Чайного пути
- От Ханькоу по реке Янцзы через Хуанши, Цзюйцзян, Аньцин, Чичжоу, Тунлин, Мааньхань, Жэньцзян, Шанхай, далее морем до Тяньцзина (левая ветвь) или Порт-Артура (правая ветвь), откуда маршруты шли по суше.
- От Тянцзиня до Калгана -- Тангу, Тяньцзин, Пекин, Калган (Чжанзянкоу).
- От Порт-Артура до Манчжурии -- Порт-Артур (Люйшунь), Вафандянь, Сюнъюэнэн, Гайчжоу ( Гайсянь), Дашицяо, Хайчэн, Ляоян, Мукден (Шеньян), Телин, Кайюань, Чанту, Сыпин, Чанчунь, Дэхой, Шуанчэн, Харбин, Чжаодун, Аньда, Дацин, Тайкан, Аньанси, Лунцзян, Чжаланьтунь, Бугт, Якэши, Хайлар, Маньчжурия.
- От Маньчжурии на Верхнеудинск -- Забайкальск, Нерчинск, Верхнеудинск (Улан-Удэ).
- От Калгана до Кяхты. Старый Калганский тракт.
- По территории Монголии: Замын-Ууд, Эрдэнэ, Сайншанд, Айраг, Даланжаргалан, Чойр, Налайх, Урга, Зуунхара, Дархан, Маймачен (Алтанбулаг).
- От Кяхты до Иркутска. На этом участке существовало две дороги, выходившие в район станции Мысовая (г. Бабушкин), откуда грузы через Байкал перевозились на пароходе до порта Лиственичный:
- старый Иркутский тракт через Селенгинск (Новоселенгинск), Гусиноозерск, Верхнеудинск (Улан-Удэ), Кабанск
- новый Удугинский тракт, проложенный во 2-й половине XIX века и проходивший через хребет Хамар-Дабан
Также существовал водный путь от Кяхты по Селенге до Верхнеудинска.
- От Иркутска путь шел через Нижнеудинск, Илимск, Енисейск, Канск, [Красноярск], Ачинск, Мариинск (Анжеро-Судженск), Ботогол, Томск, Новосибирск, Колывань, Чулым, Барабинск, Каинск (Куйбышев), Татарск, Калачинск, Омск, Тара, Ишим, Тюкалинск, Ялуторовск, Тобольск, Тюмень, Туринск, Верхотурье, Екатеринбург, Ирбит, Соликамск, Кунгур, Пермь, Нижний Новгород, Макарьев, Великий Устюг, Вологда, Кострома, Ярославль, Переславль-Залесский, Москва, Санкт-Петербург.