Сибирский тракт

Перейти к: навигация, поиск

Сибирский тракт -- исторический сухопутный маршрут от Москвы до Нерчинска и Кяхты в Восточной Сибири для перевозок почты и товаров. В разное время и в разных случаях имел также варианты названий Большой Сибирский тракт, Главный Сибирский почтовый тракт, Государева дорога, Осьмая государственная дорога, Большой тракт, Великий тракт, Московский тракт, Московско-Иркутский тракт, Московско-Сибирский тракт. От Кяхты путь продолжался через территорию современной Монголии через Калган до Пекина, протяжённость этого пути составляла, по одним данным, 8332 версты, по другим 8839 вёрст.

Предыстория тракта

После подписания между Россией и Китаем Нерчинского договора (1689), появилась потребность в транспортном пути между двумя странами для торговых и деловых связей. В том же году был издан царский указ об устроении пути из Москвы в Сибирь, который однако, оставался на бумаге около 40 лет. В 1725 году в Китай отправилось посольство под руководством графа Владиславич-Рагузинского, в результате которого в 1727 году был подписан Буринский договор, определивший границы государств в районе Кяхты, а также Кяхтинский договор, определивший торговые и политические отношения между странами.

В 1733 году российский Сенат издал указ о проведении самого длинного в мире сухопутного тракта – Сибирского.

В 1754 году yа Сибирском тракте устраиваются почтовые станции. По новому сухопутному пути начинается перевозка почты. Не смотря на запреты властей, осуществляется перевозка торговых грузов.

В 1763 году была отменена Верхотурская таможня, разрешено свободное движение по Московско-Сибирскому тракту.

1764 год.- 1782 г. Сибирская губерния была переименована в Сибирское царство (С правом чеканить свои монеты).

1780 год. Императрица Екатерина 11 подписала 20 ноября (1 декабря по нов. ст.) указ о создании Пермского наместничества в составе двух областей Пермской и Екатеринбургской.

В период царствования Екатерины II (1762 – 1796 г.г.) на тракте проводились большие благоустроительные работы. По указу императрицы вдоль тракта на расстоянии четырех аршин (2 м 84 см) высаживались березы, которые служили надежным ориентиром в непогоду и барьером от заметания снегом, защищали путников от солнца. Эти березы носят имя "екатерининских".

1781 год. Официальное открытие Московского – Сибирского тракта.

1783 год. Утверждение сенатским указом торгового и почтового пути в Сибирь через г. Екатеринбург.

1796 год 12 декабря. Указом императора Павла 1 «О новом разделении государства на губернии Пермское и Тобольское генерал-губернаторство было разделено на Пермскую и Тобольскую губернии. Административные границы между Пермской (Европейской) и Тобольской (Сибирской) губерниями просуществовали до апреля 1918 года. В апреле 1918 года была образована Тюменская губерния.

В 1817 году, были учреждены этапы («Высочайшее утверждение назначения этапов для препровождения арестантов по тракту от Москвы, через Казань и Пермь, по Тобольской губернии») для сопровождения арестантов по тракту от Москвы в Сибирь.

Исторические пути тракта

Путь от Москвы до Казани составлял 735 вёрст (1752 г.)

Владимирский тракт, Владимирская дорога, Владимирка -- грунтовая дорога из Москвы а Владимир и далее, часть Сибирского тракта, позднее — Московско-Нижегородское шоссе. В самом начале путь имел также название Рогожской дороги (от Рогожской заставы). Проходила через Владимир, Нижний Новгород, Васильсурск, Козьмодемьянск, Чебоксары, дер. Баланово, Свияжск до Казани.

"Нижегородская дорога", от Васильсурска на Ядрин, Цивильск, Свияжск, соединялась с Владимирской дорогой у дер.Мартыново (ныне Козловский район Чувашии). По-чувашски "ристан щуле" - "дорога арестантов".


Казанский тракт

К востоку от Казани участок Сибирского пути имел название Арская дорога и шел на Арск, Малмыж, далее в губернские города Пермь и Тобольск с ответвлением перед Арском в город Мамадыш.

Известно что эта дорога была проложена в 1682 году казанскими служилыми людьми «неведомо по какому указу», т.е. незаконно, поскольку официальный путь проходил через Верхотурье, однако попытки запретить пользоваться этой дорогой ни к чему не привели.

В с. Балтаси Музей истории Сибирского тракта и Мусы Джалиля; Тел.: +7 (843) 683-21-09.

По территории Удмуртии Сибирский тракт проходит через четыре современных района: Сюмсинский, Селтинский, Игринский и Дебесский.

В с. Селты сохранился участок С. т., южная ветка через деревню Бачкеево в Дебесы.

Село Дебёсы (Удмуртия) было одной из ключевых точек на тракте: с начала XIX века здесь соединялись две ветви — северная, идущая из Санкт-Петербурга (Вятско-Пермский тракт), и южная, идущая из Москвы (через Казань). К востоку от Дебёс тракт расходился на две ветки: одна вела на Оханск, переправу через Каму, Кунгур, другая на Зюкай, Орёл-городок, Соликамск.

  • Пермь

На территорию Пермского края входил в районе с. Острожка (название связано с работой тракта), вел через Оханск на Кунгур. Строительство участка Сибирского тракта в границах от Перми до села Быково на границе с нынешней Свердловской областью (178 км) начато во второй половине XVII века.

Улицы в пос. Бершеть, Янычи, Кукуштан, Кыласово носят название "Сибирский тракт", будучи фактически участками тракта.

В музее села Кыласово (Пермский край, Кунгурский район, с. Кыласово, ул. Больничная, 9 Тел.: +7(34271) 5-21-17 e-mail: kylasovo-bibl@mail.ru) еcть экспозиция, посвящённая истории Сибирского тракта. В нескольких километрах от Кыласово сохранились вдоль старого Сибирского тракта знаменитые «екатерининские» берёзы.

В Кунгурском районе Пермского края сохранилась деревня Казарма, располагавшаяся на старом Сибирском тракте (название ее связано с историей С.Т.)

  • Екатеринбург

В 2016 году в с.Маркова Талицкого городского округа Свердловской области открыт памятный камень с надписью «Здесь в 1783 году по Указу Великой Императрицы Екатерины II был открыт I Великий Сибирский тракт». Ранее в деревне Маркова было не менее двух постоялых дворов, ямская контора.

В окрестностях с.Маркова Талицкого района Свердловской области находился так называемый "Столб прощания" (также "Пермское место", "Пермская грань") пограничный столб между Центральной Россией и Сибирью (GPS N 57°06′20.61″ E 64°21′02.75″). По преданию он был сооружен из кирпича, на его сторонах были размещены гербы Пермской и Тобольской губерний, а также чугунная плита с двуглавым орлом и надписью: «Граница Пермской-Тобольской губернии». Столб стоял с левой стороны тракта в направлении города Тюмень, в 10-15 метрах от внешней канавы не полпути между населенными пунктами, деревней Маркова и поселком Тугулым, в 1-2 километрах от коряковского свертка по тракту. Столб сохранялся до 1930-х годов, а фундамент был различим до начала 50-х годов ХХ века. В 2003 года краеведами были найдены остатки фундамента, в 2006 году "Столб прощания" был восстановлен в 600 м к северу от современной автодороги Р-351. (своротка -- GPS N 57°05′59.73″ E 64°21′00.04″)

  • Тюмень

Дорогу из Москвы в Сибирь на участке между Екатеринбургом и Тюменью начали строить в далеком 1733 году, к 1745 году она уже эксплуатировалась.

В районе села Успенка предположительно сохранились старые "екатерининские" березы. Большой участок Сибирского тракта сохранился в д. Липовка в Ярковском районе Тюменской области, где останавливалась царская семья на пути в Тобольск.

  • Тобольск
  • Большие Уки
  • Тара
  • Каинск
  • Колывань
  • Томск.
  • Енисейск ответвление на Якутск и Охотск, а также продолжение тракта на Красноярск, Братский острог, Иркутск. По Енисейской губернии тракт проходил с запада от границ Томской губернии на восток до границы с Иркутской губернией на протяжении 519 вѐрст. Протяжѐнность тракта из

Красноярска в Енисейск составляла 331 версту.В пределах бывшей Енисейской губернии было пять переправ через реки: у Ачинска через Чулым, у села Большой Кемчуг через Кемь, у Красноярска через Енисей, у Канска через Кан, у села Конторское через Бирюсу.

В середине XVIII тракта поменял направление: от Тюмени на Ялуторовск, Ишим, Омск, Томск, Ачинск и Красноярск - Канск -- Нижнеудинск -- Тулун до Иркутска. От Иркутска тракт продолжался на Баргузин -- Верхнеудинск, от него ответвление к югу на Троицкосавск/Кяхту, границу с Китаем, на Ургу, Калганский тракт, Калган -- Великий Чайный путь; в восточном направлении путь продолжался на Читу -- Нерчинск --станицу Сретенскую, затем по Шилке и Амуру. Почтовые ответвления на Петровский завод и Нерчинский завод