Кругобайкальская железная дорога

Перейти к: навигация, поиск
туристский поезд на Кругобайкальской железной дороге

Кругобайкальская железная дорога -- историческая часть Транссибирской магистрали, знаменитый памятник инженерному искусству ее строителей, одна из главных достопримечательностей Прибайкалья. Начинается на станции Порт Байкал у устья Ангары, заканчивается в Слюдянке примыканием к современному ходу Транссиба.

КБЖД включает в себя большое количество искусственных объектов: туннелей, мостов, виадуков, подпорных стен, архитектурных памятников, а также множества природных - геологических, минералогических, зоологических памятников. По решению Совета народных депутатов Иркутской области от 21 декабря 1982 года часть Кругобайкальской железной дороги от станции Байкал до станции Култук объявлена аргитектурно-ландшафтным заповедником и взята под государственную охрану.

Строительство железной дороги

Строительство железной дороги продолжалось с 1896 до 1900 года. Местных строителей практически не было, к работам были привлечены наемные рабочие из других мест и ссыльные, руководили работами русские, итальянские и прусские инженеры. Наиболее сложным и затратным делом была поставка конструкционных материалов. Все, включая дерево, камень и песок доставлялось издалека. По объему, сложности и стоимости работ сооружению КБЖД не было равных. Пробивка тоннелей выполнялась вручную, с использованием взрывчатых веществ, за день обычно пробивалось 40-50 сантиметров туннеля. На каждый километр дороги было в среднем затрачено по одному вагону взрывчатки. Для этого участка даже появилось свое определение: "золотая пряжка на стальном поясе России.

Станция "Байкал" в начале XX века
До 1905 года поезда по Транссибу шли до станции Байкал (сегодня - пос. "Порт Байкал"), затем грузились на ледокольный паром до станции Мысовая, откуда продолжали путь на восток по забайкальской части магистрали. Для переправы составов через озеро использовались паромы «Байкал» и «Ангара».

Окончание строительства кругобайкальского участка Транссиба было отмечено открытием своеобразного памятника - мраморного вокзала на станции Слюдянка.

Станция «Байкал» действовала до 1956 года, когда в ходе запуска построенной на Ангаре Иркутской ГЭС был затоплен участок железной дороги, проходящий вдоль Ангары, от Иркутска до Байкала, в итоге часть КБЖД по берегу озера Байкал между станциями Култук и Байкал стала тупиковой. Движение поездов Транссиба с нее было переведено на построенный в 1949 году новый участок железной дороги Иркутск — Большой Луг — Слюдянка, через долины рек Иркут и Ольха (Ольхинское плато).

На КБЖД сегодня насчитывается 41 туннель, 39 на исторической части КБЖД, и один к востоку от Слюдянки, каменные галереи — 16, мосты и виадуки — 248, подпорные стены — 268, памятники архитектуры — 172.

Схема дороги

  • Порт Байкал
  • Половинная (мыс Половинный) - станция с самым длинным на КБЖД и прямым тоннелем (N12, протяжённость 778, 4 м). Рядом со станцией старый паровоз на стоянке. Рядом со ст. Половинной тоннель N13, самый короткий - 29,8 м, рядом с Чайкиным утёсом.
тоннель N13
  • Маритуй, станция с комплексом станционных построек. Мыс Маритуй.
  • Киркерейский. Река Киркерей, тоннели №18 и №18-bis, металлический мост, подпорные стенки. В этом месте 13 сентября 1904 года состоялась торжественная стыковка восточного и западного участков Транссиба.
  • Шарыжалгай, станция (падь Шарыжалгай)
  • Бакланий, разъезд
  • Хабартуй, разъезд
  • Култук, станция
  • Слюдянка, станция. Мраморный вокзал, памятник российскому министру путей сообщения М.И.Хилкову.

В феврале 2021 года 17 остановочных пунктов КБЖД зменили название:

  • 74-й км – Малый Баранчик
  • 79-й км – Серебряный Ключ
  • 80-й км – Лиственичный
  • 94-й км – Речка Пыловка
  • 98-й км – Хвойная
  • 102-й км – Шумиха
  • 103-й км – Итальянская стенка
  • 106-й км – Ивановка
  • 107-й км – Пономарёвка
  • 110-й км – Половинная
  • 120-й км – Речка Маритуйка
  • 123-й км – Киркирей
  • 126-й км – Колокольный
  • 129-й км – Баклань
  • 134-й км – Пыловка
  • 139-й км – Малая Крутая Губа
  • 149-й км – Старая Ангасолка
  • 154-й км – Галерея Сосновая

Также на ветке появился новый остановочный пункт – Итальянская стенка.

Как доехать

Поезд

  • Станция Порт Байкал, ул. Вокзальная, 12/1, тел.: +7(395) 250-09-42. Принимает туристско-экскурсионные поезда и обычный пригородный поезд № 6201/№6202, "Слюдянка -- Порт Байкал -- Слюдянка" (местное название "Мотаня"), отпр. из Слюдянки в 13:49, приб. в Порт Байкал в 18:43 (местное время) по пн, чт, пт, вс; стоимость проезда 157 рублей (2020). Отправление от ст. Порт Байкал в 03:02, приб. в Слюдянку 07:33 по пн, вт, пт, сб.
  • От Иркутска до Слюдянки I (Слюдянка II - незначительная остановка) 3 электрички в день, ок. 3 часов в пути, 206 рублей (2020). Если вам не надо в саму Слюдянку, можно выйти на о.п. Чёртова Гора (пос. Култук), и спуститься к КБЖД, начав маршрут отсюда.

Автобус

  • До Листвянки от автовокзала Иркутска ежедневно масса автобусов, в пути около 1 часа с небольшим, билет от 149 рублей (2020)
  • До Слюдянки от автовокзала Иркутска автобус ок. 2 часов, билет 235 рублей (2020)

Речной транспорт


Ссылки

Главный пассажирский ход: • Москва-ЯрославскаяЯрославльДаниловБуйШарьяКотельничКировБалезиноПермьЕкатеринбургТюменьНазываевскаяОмскБарабинскНовосибирскМариинскАчинскКрасноярскИланскаяТайшетНижнеудинскЗимаИркутскСлюдянкаУлан-УдэПетровский ЗаводЧитаКарымскаяТарскаяЧернышевскМогочаСковородиноИзвестковаяБелогорскАрхараХабаровскВяземскаяРужиноУссурийскВладивосток

Нижегородский ход: • Москва-ЯрославскаяВладимирНижний НовгородШахуньяКотельнич

Казанский ход: • МоскваАрзамасКазаньАгрызСарапулЧернушкаКрасноуфимскЕкатеринбург

Южно-Уральский ход: • МоскваРязаньРяжскПензаСызраньСамараУфаЧелябинскКурганПетропавловскОмск

Ответвления: • Байкало-Амурская магистральАмуро-Якутская магистральТрансмонгольская магистральКитайско-Восточная железная дорога