Уральская горнозаводская железная дорога

Перейти к: навигация, поиск

Уральская горнозаводская железная дорога -- старейшая на Урале железнодорожная магистраль протяженностью 500 км, построена акционерным "Обществом горнозаводской железной дороги" между 1874-79 годами. Дорога соединила Пермь и Екатеринбург, проходя через Уральский хребет.

Проект постройки железной дороги на Урале был опубликован в 1861 году в газете "Пермские губернские ведомости", согласно плану она должна была пройти в местах расположения главнейших горных округов Среднего Урала: от Перми через округа Пермский казенный, Кыновский графа Строганова, Гороблагодатской казенный, Тагильский Демидова, Алапаевский наследников Яковлевых, город Ирбит и до Тюмени, а также соединить Обскую и Волжскую водные системы. Автор проекта - управляющий нижнетагильскими заводами Демидова Владимир Карлович Рашет.

В 1868 году со своим проектом Уральской железной дороги выступил пермский купец, заводчик и пароходовладелец Иван Иванович Любимов. Он предложил новое направление магистрали от Перми через Кунгур, Екатеринбург, Шадринск к реке Тобол. Министр путей сообщения при докладе царю высказал мнение, что просьбу Любимова следует удовлетворить, так как «подобное исследование перехода через Урал в различных направлениях может быть весьма полезно для выбора наилучшего направления». В ноябре 1868 года Любимов получил разрешение на производство изыскательских работ.

Для финансирования строительства Уральской дороги российским Комитетом министров было создано акционерное общество. Крупнейшим держателем акций стал Петр Ионович Губонин (он приобрел более 20% процентов акций), вследствие чего стал членом правления.

С 1877 года Губонин стал главным подрядчиком при строительстве Уральской горнозаводской железной дороги.

В 1878 году построена станция и вокзал Пермь (сегодня - Пермь-I (Пермь-первая))

24 августа 1878 года в 4 часа пополудни состоялось открытие участка Уральской горнозаводской железной дороги от Перми до станции Чусовская, протяженностью 119 верст.

1 октября 1878 года открылось движение поездов по всей линии Уральской горнозаводской железной дороги от Перми до Екатеринбурга. В Перми и Левшино грузы из вагонов перегружались на баржи и пароходы и водным путем доставлялись в Москву и Санкт-Петербург.

23 сентября 1879 года правительственной комиссией принята и сдана в эксплуатацию линия Чусовская -- Усолье.

8 ноября 1881 года на пожертвования служащих Уральской горнозаводской железной дороги на станции Чусовская открыто одноклассное училище.

11 ноября 1881 года было открыто Пермское техническое железнодорожное училище, которое готовило техников для железнодорожной службы.

27 июня 1892 года на станции Чусовская была открыта первая на дороге железнодорожная больница на 30 коек.

Главная линия

Луньевская линия

  • Чусовская
  • Солеварни (Березники)


Развитие железной дороги

В 1887 году Уральская горнозаводская железная дорога передана в казну.

В 1883 году началось строительство Екатеринбург-Тюменской железной дороги (325 км). Дорога была сдана в эксплуатацию в 1885 году. В 1888 году она была присоединена к Уральской железной дороге.

Весной 1894 года принято решение о строительстве железнодорожной ветви Екатеринбург -- Верхний Уфалей -- Кыштым -- Челябинск (255 верст/273 км), строительство завершено в 1894-96 годах, в ноябре 1896 года соединена с построенной в 1892 году железной дорогой Самара -- Челябинск -- Курган -- Петропавловск.

В 1898 году Уральская горнозаводская дорога переименована в Пермь-Тюменскую железную дорогу.

13 мая 1895 года принято решение о строительстве ширококолейного железнодорожного пути от станции Пермь до пристани Котлас на Северной Двине через Вятку (706 км). Строительство велось в 1896-99 годах, 1 января 1899 года открыто грузовое и пассажирское движение на участке от станции Вятка до станции Котлас. 27 января 1899 года был торжественно сдан в эксплуатацию Камский железнодорожный мост. Движение поездов по всей линии дороги было открыто 1 февраля 1899 года (товарное движение - 15 июня 1899 года, а пассажирское - с 1 января 1900 года).

С 1 ноября 1899 года Пермь-Котласская железная дорога соединена с Пермь-Тюменской в единую дорогу, которая с 1 января 1900 года стала называться Пермской железной дорогой с управлением в городе Перми.

В 1906 году началось строительство пути Пермь-- Кунгур--Екатеринбург, как более удобного чем горнозаводская дорога, и сокращавшего расстояние от Перми до Екатеринбурга на 117 верст. 1 ноября 1909 года линия Пермь-Кунгур-Екатеринбург была сдана в эксплуатацию. В связи с ее появлением были построены железнодорожная станция станция и вокзал Заимки (сегодня - Пермь-II (Пермь-вторая), получила это название в 1910 году), распределявшая транспортные потоки в трех направлениях. В ходе строительства было возведено более 20 вокзальных комплексов нескольких классов (Заимки -- II класса, Кунгур и Шаля — III класса, Кишерть, Кордон, Кукуштан — деревянные вокзалы IV класса Ераничи (станция Бахаревка) — деревянный вокзал V класса. Автор проектов вокзалов архитектор Феофан Евтихиевич Вольсов.

В 1913-1916 годах велось строительство железнодорожного пути от станции Чусовская через Лысьву, Кузино, Дружинино до поселка Бердяуш на Южном Урале (455 верст). 16 октября 1916 года на этой ветке от станции Калино до станции Кузино открыто грузовое и пассажирское движение.

1 декабря 1928 года принята в эксплуатацию линия Соликамск - станция Усольская, протяженностью 28 километров.

15 февраля 1930 года сдана в эксплуатацию и вошла в состав Пермской железной дороги ветка Комарихинская - Уралнефть (Верхнечусовские Городки) протяженностью 11,9 км, предназначенная для освоения открытого месторождения нефти.

В 1943 году железная дорога переименована в Свердловскую.

В 1945 году завершена электрификация участка Пермь-II -- Чусовская, в 1951 году -- участка Карпинск--Серов-Сортировочный --Гороблагодатская, в 1956 году --участка Левшино -- Углеуральская -- Половинка, в 1959 году -- участок Дружинино - Свердловск Сортировочный, в 1961 году -- участков Пермь II - Верещагино - Чепца и Оверята - Краснокамск, в 1962-1963 годах -- участок Свердловск Сортировочный - Шаля - Пермь II, в 1967 году -- участок Смычка - Алапаевск - Егоршино - Богданович, в 1969-1972 годах -- участок Путевка - Каменск-Уральский, в 1975 году -- участок Каменск-Уральский - Богданович - Нижняя, в 1976-1984 годах -- участок Свердловск - Богданович - Тюмень - Называевская, в 1980 году -- участок Кузино - Дружинино.