Кутим

Перейти к: навигация, поиск

Кутим - бывший поселок железоделательного завода в 4 км от устья реки Кутим, существовал в 1874 -- 1968 годах.

В 1874 году при разведке на золото в районе левого берега Кутима разведочная партия под руководством Щеголихина случайно обнаружила выход гематита — железного блеска — руды на железо. Но это было уже вторичное открытие. Первооткрывателем же кутимской железной руды в 1833 году все-таки является геолог Чеклецов, составивший, кстати, и первую геологическую карту края.

В 1878 году был произведён отвод первых трех железных рудников в районе Кутима — Александровского, Ивановского и Благодатного, а затем — еще девяти. Руда при плавке давала до 66 процентов железа, а железный блеск Александровского — основного месторождения кутимской группы вообще принадлежал к самым богатым и чистым рудам обоих склонов Урала.

Разведка дала прекрасные результаты, но начало постоянных работ сдерживало отсутствие капитала. В 1887 году, через 13 лет после открытия, во время Екатеринбургской выставки, московский купец Э. В. Шпис обратил внимание на выставленные Щеголихиным образцы гематита и, испробовав его качество плавкой на московском заводе, купил месторождение В 1890 году был построен Кутимский чугуноплавильный завод.

Две домны завода поднялись у крутого берега Кутима. Подача в них руды, флюса и угля шла по верхнему железнодорожному пути (рудник отстоял от завода в полутора километрах), чугун вывозили по нижнему железнодорожному пути.

Домны давали до 1700 пудов чугуна в сутки. По берегу реки было расположено 50 углевыжигательных печей емкостью четыре и семь кубических сажен дров. Ниже на берегу раскинулись заводские постройки.

Дрова для получения угля сплавлялись к заводу по Кутиму с лесных приречных делянок, которые быстро истощались. Сплав производился и по Улсу. Но недостаток леса становился все ощутимее.

В конце концов Шпис начинает искать покупателей, и они находятся в лице недавно созданного «Общества Кутимских и Привишерских заводов», учрежденного французским капиталистом, владельцем металлургического завода и шелкоткацкой фабрики в Москве Ю. Гужоном и московским дворянином Ф. Клейстом. Связи Гужона с французскими финансовыми кругами обусловили появление в крае и других представителей иностранного капитала. 30 июня 1897 года было учреждено «Волжско-Вишерское горное и металлургическое акционерное общество», владельцами акций которого стали несколько крупнейших французских фирм.

С момента перехода Кутимского завода в руки акционерного общества выпуск продукции резко возрос и достиг в 1897 году 1213 тысяч пудов. На основном производстве трудилось 660 человек, а общее число рабочих, связанных с Кутимским заводом, составляло в 1897 году 3320 человек. Вместе с вишерцами на заводе работали выходцы из Нижегородской, Архангельской, Вятской губерний. Выплавленный чугун шел на нужды других заводов, Но чаще всего продавался в Нижнем Новгороде или в Москве. Система доставки была следующей: по узкоколейной желе¬зной дороге паровозной тягой — до пристани в Усть-Улсе, а там происходила перегрузка в деревянные мелкосидящие суда — шитики. Шитики сплавлялись до устья Колвы, где чугун грузился уже в большие барки и далее отправлялся вниз по Каме.

Увы, недостаток леса — топлива для печей завода, сказывался все больше. В конце концов пришлось подвозить дрова по железной дороге даже с Усть-Улса. Поэтому было принято решение о переносе завода с Кутима на Усть-Улс.

Кроме того, перенос позволил бы использовать и руду верхних месторождений Вишеры — Чувала, Юбрышки, Вёлса. В 1898 году на левом берегу Вишеры, напротив Уст-Улса, начинаются работы по сооружению складов, углевыжигательных печей, кирпичного завода. Но вскоре становится очевидной непосильность этого предприятия. Положение усугубляется нарастающим экономическим кризисом. Поэ¬тому в годы кризиса (1901 — 1903) работы ведутся только на Кутимском заводе. Прекращено строительство Вижаихинского — в устье реки Вижаихи, Акчимского, Велсовского заводов. В то же время на Кутимском вводится ряд технических новшеств и, благодаря этому, выплавка чугуна, упавшая было, снова возрастает до 1346 тысяч пудов в 1903 году. Растет и добыча руды на кутимских рудниках.

И все же экономический кризис не обходит завод — количество непроданного чугуна все увеличивается и к осени 1902 года достигает 909 тысяч пудов.

Летом 1907 года было объявлено о закрытии Кутимского завода — из-за выработки железных руд и истощения лесных запасов. Но в целом прекращению деятельности «Волжско-Вишерского акционерного общества» способствовала и монополизация синдикатом «Кровля» сбыта продукции всех железоделательных заводов Урала. Заводы акционерного общества, в том числе Кутимский, не вошли в синдикат, так как в него не принимались чугуноплавильные предприятия, не имевшие металлообрабатывающего производства.

Кутимский завод был уничтожен осенью 1907 года — с целью избавления от уплаты налога на недвижимость Чердынскому земству. Что-то было разобрано, что-то вывезено.

Вот как описывалось уничтожение завода в «Пермских губернских ведомостях»: «С двух зарядов домны были взорваны и развалились. Но этого показалось мало. Управляющий предложил собравшейся толпе разрушить оставшиеся деревянные строения завода и некоторые другие сооруже¬ния, пообещав всех напоить водкой... Люди с гиканьем и неистовством бросились исполнять приказание. Дребезжание битого стекла, треск досок, звон металла слились в один оглушительный шум. К вечеру разгром был закончен, остались фундаменты двух домен и заводских корпусов.

Сложенные кучками доски, бревна были подожжены, и во¬круг ночных костров начался пляс споенных сивухой людей..» Весь подвижной состав узкоколейной железной дороги — паровозы и вагонетки, рельсовый путь Курима, машины и прочее продавалось, как старое железо. Был продан за бесценок и сплавной караван — пароходы, шитики, баржи...

В 1910 году вишерские рудники приобрел князь Львов. Но до 1913 года он никаких работ на них не вел, а позднее занялся лишь незначительными разработками руды на Кутимском месторождении. Все было разрушено. Лишь на Кутиме еще оставалась часть мелких построек.

Вывозка руды производилась в зимнее время гужом, хотя и предполагалось очистить дорогу от старых шпал и приспособить для перевозки в летнее время повозками. Рудник разрабатывался уже без соблюдения правил, руду брали, где только могли ее взять, оставляя отвалы прямо в разрезе.

В 1916 году служащими князя Львова проектировалась еще штольня с выходом с берега Кутима на дно Александровского разреза. Но это мероприятие уже не было осуществлено.

По подсчетам того времени, на Александровском месторождении остались неразработанными еще около 10000000 пудов железного блеска Так закончился период добычи железной руды в окрестностях поселка Кутим. Ушли в небытие и железная дорога, и телефонная связь с Усольем, и, конечно, певичка из Вены — тоже постоянный атрибут кутимской жизни тех лет.

18 августа 1918 года, уже после национализации предприятий князя Львова, Кутимское месторождение железного блеска было осмотрено экспедицией отдела снабжения Уральской области под руководством П.П. Краснова. Вот как он описывает Александровский разрез: «В настоящее время борта рудника обвалились, разрез представляет из себя яму, на дне которой стоит вода — в восточном конце до четырех сажен глубиной...»

Закончилась эпоха Кутимского завода, но жизнь на реке Кутим продолжалась, и связана она была по-прежнему с золотом..."