Великий китайский канал

Перейти к: навигация, поиск
Трасса Великого китайского канала

Великий китайский канал (кит. 大运河, Dà yùnhé), протяженностью 1782 км, с ответвлениями более 2 тыс. км. Канал проходит через наиболее населенную часть Китая, через четыре провинции – Хэбэй, Шаньдун, Цзянсу и Чжэцзян. В маршрут канала входят как искусственно выкопанные участки, так и русла рек Байхэ, Вэйхэ, Сышуй и других, а еще несколько озёр, а часть центрального участка от Хуайинь до Цзянду проходит по древнему каналу Ханьгоу. В эпоху расцвета Да Юньхэ можно было из Восточно-Китайского моря войти в устье реки Фучуньцзян, возле современного Ханчжоу войти в канал и доплыть с товаром до Пекина и других городов Поднебесной, например, Лояна, Кайфэна или Цзинина.

Начали строить это гидротехническое чудо в V-VI веке до нашэй эры. Весь Великий канал состоит из участков, построенных в разное время разными правителями, например, Цинь Шихуанди, кроме огромной армии глиняных солдат и своего кургана известен строительством подобного канала в окрестностях Гуйлиня... Но в уже упомянутую эпоху Чжоу в Китае начинают развиваться ремесла, появляется металлургия, строятся новые города, и что особенно важно, появляются первые деньги. Возникает торговля, и следом за ней, потребность в перевозке товаров...

Строительство Великого Китайского канала стоило сотен и тысяч жизней простых китайцев. Тридцать два километра канала, соединившего две реки, Хуанхэ и Янцзы, текущие в противоположных направлениях, вырыты ими вручную в эпоху Цинь, на стыке тысячелетий. Но создание канала этим не закончилось: и дальше безвестные строители продолжали углублять и обустраивать фарватер, возводить мосты, шлюзы и ответвления, строить судоверфи, обеспечивать бесперебойную работу водного пути. Южный участок канала проложили в VII веке уже нашей эры, а самый северный, завершающий — в XIII веке, дотянув, наконец, канал до самого Пекина.

Окончание строительства пришлось на период монгольской династии Юань, выбравшей Пекин (в ту пору — Ханбалык/Даду) своей столицей. Канал новой власти пришелся как нельзя кстати, во-первых, для транспортировки войск в продолжавшихся завоевательных походах на юг страны, во-вторых, для торговли внутри страны, чья территория становилась все обширнее.

Со временем легендарный канал начал приходить в упадок, его угасанию способствовало развитие железных дорог: перевозить грузы поездом было много дешевле и быстрее. Канал, впрочем, не умер окончательно, его южная половина, от Ханчжоу к северу реконструирована, и движение судов там довольно оживленное. Наиболее печальное зрелище канал представляет в северной части, приходящейся на провинцию Шаньдун. Во многих местах там канал заилен, или просто пересох.

В некоторых своих местах Великий Китайский канал превращен в туристскую достопримечательность. Так, на востоке Пекина, там, где старинный канал поворачивает из города на юг, создан Парк Великого китайского канала (Beijing Tongzhou Canal Park) , зеленая зона с благоустроенной набережной, теннисным кортом и прочими забавами.В городе Ханчжоу действует Музей Великого китайского канала, проводятся теплоходные прогулки по каналу.

Значимые места

  • Парк Великого китайского канала Тунчжоу (Tongzhou Canal Park) в Пекине. Открыт с 5:00 до 22:00, вход бесплатный. Доехать: метро -- 6 линия, выйти на cтанции Beiyunhe West (北运河西, Běi yùnhé xī), выход B и дойти до Восточных ворот парка; автобус -- #маршрут Tong 12, Tong 19, Tong 44, 322, 342, 589, 626, 648, 667, 804, или 808, до ост "Dongguan Bridge Station" и дойти до Северных ворот парка #маршрут Tong 6, Tong 12, Tong 19, Tong 46, 322, 342, 589, 626, 648, 667, 804, 808 или 8801, до ост. "Tongzhou Dongguan Station" и дойти до Северных ворот парка #Маршрут 552, 667, или 809, до остановки "Yunhewan Xiaoqu Station" и дойти до Восточных ворот парка. #Маршрут 317, 552, или 809, до остановки "Yunhe Mingzhu Jiayuan Station" и дойти до Восточных ворот парка.