Трансполярная магистраль

Перейти к: навигация, поиск

Трансполярная магистраль, проект строительства северной железной дороги Чум -- Салехард –- Ермаково –- Игарка (стройки № 501 и № 503 УВД СССР, "Мертвая дорога") протяженностью около 900 километров в широтном направлении. Строительство велось в 1947—53 годах силами ГУЛЖДС МВД, работы велись, в основном, силами заключенных, до 80 000 человек.

На дороге планировалось построить 28 станций в 40–60 километров одна от другой. Для переправы составов через Обь и Енисей использовались железнодорожные паромы. На станциях Салехард, Надым, Пур, Таз, Ермаково, Игарка строились депо. Дорога должна была пропускать от 6 до 10–30 пар поездов в сутки со средней скоростью 40 километров в час.

Стройка 501

Участок Чум — Пур -- Лабытнанги сегодня действует в составе Северной железной дороги.

Стройка 503

К стройке 503 относился участок Пур — Игарка.

Прекращение строительства

Строительство было законсервировано 25 марта 1953 года, после смерти И. В. Сталина. По инициативе вновь назначенного министром объединенного Министерства внутренних дел и государственной безопасности Л.П. Берия была объявлена амнистия. В СССР было освобождено около 1 200 000 заключенных и основная масса работавших на стройке. Стоимость незавершенного капитального строительства было оценено в 1954 году в 1 800 000 000 рублей.

Долгое время действовала оставшаяся от строительства телефонно-телеграфная линия Салехард — Игарка — Норильск, переданная Министерству связи СССР. Связисты поддерживали сохранившиеся участки трассы для передвижения на дрезинах между пунктами связи, расположенными через каждые 30 километров. Линия от Салехарда до Надыма действовала до 1992 года.

Возобновление строительства

Планируется строительство совмещённого мостового перехода через Обь между городом Лабытнанги и городом Салехард. Ведется подготовка строительства железной дороги под названием "Северный широтный ход" длиной 707 километров по маршруту Обская — Салехард — НадымНовый УренгойКоротчаево, проходящей по маршруту старой Трансполярной магистрали, которая должна будет связать месторождения на Ямале с другими регионами и перевозить 23,9 млн тонн грузов в год. Изначально предполагалось, что проект будет реализован в 2018-2023 годы, однако сроки были перенесены. Общая стоимость проекта — 292,3 млрд руб.

На 17.03.2022 появилась информация, что строительство Северного широтного хода планируется отложить из-за ухудшения экономической ситуации, а 50 млрд руб. инфраструктурного кредита, который уже одобрен, перенаправить на другие приоритетные инфраструктурные проекты [1][2].